"Не станут ли дачники пешеходами?" Т. Днестрова газета "Коммунар". — 01.03.1994.
И вновь на Тульском отделении Московской железной дороги возникает вопрос о закрытии узкоколейки. В чем причина?
Представляю с какой тревогой прочитают эти строки тысячи дачников, для которых единственный способ передвижения, единственное окошко в их дачный мир - узкоколейка Тула-Лихвинская - Труфаново. А каково придется жителям окрестных деревень, автобусы в которые не ходят? И пусть 24 километровый путь этот мини-тепловоз с маленькими вагонами одолевает за полтора часа, пусть он тащится чуть-ли не с черепашьей скоростью, но он везет зимой бабушек-старушек за хлебом в Тулу. Раз в неделю, по воскресеньям, ходит сейчас труфановский поезд, но местные пассажиры и этому безумно рады.
С приходом дачного сезона наступали на узкоколейке жаркие времена. Вместо четырех цепляли к тепловозу восемь вагончиков, но и они были переполнены. В августе прошлого года, возвращаясь из грибной поездки со ст. "Солнышко", мы ехали не просто стоя, а - стоя на одной ноге, в переполненном тамбуре. Помню тогда меня удивили постоянно вспыхивающие между пассажирами разговоры, но не о дачных урожаях и грибных успехах, а о том что как бы в следующем году узкоколейку не прикрыли... Словом в воду смотрели.
"Тульское отделение Московской железной дороги просит Вас рассмотреть и решить вопрос компенсации в 1993 году убытков от эксплуатации узкоколейной железнодорожной линии Тула-Лихвинская - Труфаново осуществляющей массовую перевозку жителей Тулы на садово-огородные участки. Рост цен на энергоресурсы, подвижной состав, оборудование и материалы в 1993 году резко повысил затраты на содержание и эксплуатацию узкоколейной линии. Отделение дороги оказалось в трудном финансовом положении. Новое повышение тарифов на проезд в десятки раз - нерентабельно... При отсутствии компенсации убытков Тульское отделение не сможет обеспечить исправное содержание пути и подвижного состава, безопасность перевозки людей и вынуждено будет закрыть движение по узкой колее."
Это - строки из официального письма начальника отделения дороги В. Сехина главе администрации Тулы Н. Тягливому. Подобное письмо было направлено в июле прошлого года и главе администрации области Н. Севрюгину. И в каждом послании железная дорога просила местную власть решить вопрос о частичной компенсации убытков. Что в ответ?
"Ноль целых, ноль десятых копейки" своеобразно комментирует итоги письменных обращений начальник пассажирских перевозок Тульского отделения дороги Владимир Григорьевич Самойлов. - Один единственный раз в 1991 году, когда председателем облисполкома был Ананьев, отделение дороги получило из областного бюджета компенсацию убытков от эксплуатации узкоколейки в размере 500 тысяч рублей. Сумма по тем временам очень приличная!
Её вполне хватило на безбедное существование "поезда из Ромашково". Но то было вчера, а сегодня... Перевозка пассажиров по линии Тула-Лихвинская - Труфаново за минувший год принесли отделению дороги убытки в 175 миллионов рублей. Расшифрованные доходы от продажи билетов составили полтора миллиона рублей, а расходы на содержание 176,5 миллионов. Простейшее арифметическое действие дает итоговую сумму. Все бы ничего и в роли доброго дяди могли бы выступить железнодорожники, в очередной раз, но если б у этого доброго дяди карманы были набиты деньгами! А когда в карманах ветер, когда отделение дороги находится в финансовых тисках, вынуждено сокращать штаты, закрывать станции - уж тогда не до меценатства. И потом, все говорят что в России наступил капитализм. Скажите на милость, какой капиталист повесит себе на шею ярмо, какой капиталист станет держать у себя нерентабельное производство?
Краски сгущать не хочется, ни в чем не повинных дачников жалко. Но кто пожалеет железнодорожников? Случись авария - кто отвечать за неё будет? Тепловозы дышат на ладан, часть использованных вагонов (на узкоколейке ходят только такие - малогабаритные) пришли почти в полную негодность. О закупке новых даже речи не идет! Вагонники героическими усилиями готовят в каждый рейс подвижной состав. Но не может же процесс латания дыр продолжаться до бесконечности... Без материальной поддержки городских и областных властей узкоколейка скоро прикажет "долго жить". Возможно совсем скоро. Руководство Тульского отделения дороги не скрывает, что если бы нашелся на узкоколейку покупатель (туристическая фирма, крупное богатое предприятие - возможны варианты) её бы с удовольствием продали по балансовой стоимости. Господа туристические и иные магнаты, может быть кого-то из вас это предложение заинтересует? Узкоколейка считай антиквариат, вещь историческая и - почти даром.