"Кукушка", или О любви к родным местам" Л. Андреев газета "Тула вечерняя". — 25.01.1994.
Дороги! Сколько их во всей России? Морские, воздушные, железные... И чем прямее они, тем быстрее связывают нас, людей. Независимо от своего назначения и величины, все они являются артериями, несущими жизнь большим и малым организмам, называющимся населенными пунктами. Об одной из них мне и хочется рассказать тулякам. Итак, узкоколейная железная дорога Тула - Лихвин (Чекалин).
Что помнят об этой узкоколейке старожилы? Дорога проходила через живописные лесные массивы, заливные луга, над множеством речушек, мимо дачных мест и селений. Грибы, ягоды, орехи, а в водоемах изобилие рыбы делали поездку в эти места удивительно романтической и любимой для туляков.
Желающих уехать в выходные дни по этому маршруту собиралось так много, что небольшой паровозик просто не в силах был сдвинуться с места. Ведь пассажиры даже залезали на крыши вагонов и, конечно, ехали на подножках.
...Натужно пыхтя, поезд отправляется в путь. Издали он напоминает большую стальную гусеницу-работягу, надрывающуюся на подъемах. Голоса в вагонах и на крышах становятся спокойнее, а потом и вообще стихают под монотонное постукивание колес и размеренное покачивание. Бок о бок спали крестьяне и горожане, туляки, воскресенцы, дубинци и лихвинцы, пассажиры всех возрастов.
Тяжелый воздух Тулы, гарь и пыль с Косой Горы были давно позади. Начинались благодатные места еще не загубленной природы. Тускнели звезды. Короткая летняя ночь кончилась. И вот уже зашевелились, задвигались люди к выходу на станции Рвы. В вагоне стало свободнее.
После Труфаново поезд еще долго стоял на разъезде, пропуская грузовые составы с лесом, щебнем, отопительными батареями, чугунными изделиями для печей, продуктами животноводства и птицеводства для Тулы.
Незаметно подъехали к станции Кураково. На небольшой площадке крестьяне с бидонами, корзинами, кастрюлями с мочеными яблоками, солеными грибами - в ожидании пассажирского поезда до областного центра.
Поблизости стояли когда-то высокие, стройные сосны. И были тогда там пионерские лагеря. Дети, дети! Как обещали им отдать узкоколейку, что бы была к них своя детская железная дорога... А в тупике всегда стояло несколько платформ со щебнем из местного карьера.
Отсюда до Никольского рукой подать. Там Упа ускоряет свое течение, есть там и омуты, где когда-то водились речные "киты" - сомы. Помнится, однажды одурев от полуденной жары, набрели мы на небольшой зеленый островок, перебрались на него и почти до вечера отдыхали.
Вот и Воскресенское. От станции до Упы идти считанные минуты. Огромной высоты железнодорожный мост. Для пешеходов проложена по нему узкая, всего в три доски, дорожка. Если посмотреть, бывало, вниз на бушующую темную воду, то становилось, довольно-таки, неприятно. Ныне же Упа в этих местах заметно обмелела.
В минувшую войну здесь погибло много наших солдат. В центре Воскресенского, или, как его теперь не редко называют, Воскресенска, вблизи автострады, высится массивный белый памятник с высеченными фамилиями и именами защитников Тулы. Есть тут и полуразрушенная церковь, которая явно заслуживает реставрации и охранной доски.
Славился Воскресенск вкусным, местного печения, хлебом! Ныне, в искусственных водоемах выращивают карпа, толстолобиков, есть и большой спиртзавод.
Станция Бредихино... Станция Веригино - здесь Упа как бы узкая дорожка в зарослях из желтых кувшинок. В Опочне еще сохранились, частично, следы эпохи Петра Великого - громадные шлюзы торчат из воды, они образовали затор дя её спокойного течения. Тут стремнина. И вот подъезжаем к Дубне. Название поселок получил от деревьев, в изобилии произраставших в этих местах. В 1740 году промышленником Ф. Мосоловым здесь был построен чугунолитейный завод, где выпускались отопительные приборы, чугуны, сковороды, узорчатые дверцы, решетки для печей, ребристые трубы. А весь Дубенский район и поныне является крупным поставщиком картофеля. А еще здесь очень вкусная вода в колодцах, которую можно преподнести как минеральную.
Скоро древний Лихвин, расположенный на высоте 50 метров над Окой. Его население при сражении с врагами (а таковых всегда бывало много) отличалось необыкновенной лихостью. А назывался он первоначально - Вин. Точная дата рождения неизвестна. При выборочных раскопках предположительную дату относят к XII веку. В середине XVI века город входил в оборонительную черту Московского государства. До сих пор в городе сохранилось много природных и исторических памятников, которые необходимо восстановить и сберечь. Антирелигиозная истерия прошла, конечно, и здесь. С большими трудностями и благодаря усердию о. Анатолия, настоятеля, удалось восстановить прекрасный Введенский храм. Другие два храма - в руинах.
Сейчас промышленность города состоит из молокозавода, хлебопекарни, цеха по разливу прохладительных напитков, промышленного комбината. леспромхоза. Есть школа, дом культуры, санаторий "Краинка" - поблизости. Древнее название - Лихвин. Справедливо! Но беды древнего Лихвина не закончились и в мирные времена.
В свое время начальник Тульского отделения Московской железной дороги лишил этот городок его главной артерии - разобрал узкоколейку вопреки здравому смыслу и протестам жителей Лихвина, Дубны и Тулы. Фамилию начальника старожилы запомнили - Загатин. Он не только распорядился насчет узкоколейки, но и приказал разрушить даже мосты...
Прошло совсем немного времени, и узкоколейная ветка сократилась от Тулы до Труфаново. Попросту - дорога в никуда. Довершить это подлое дело, в свое время, не дали туляки, не помогла и излюбленная тактика, к которой прибегал частенько Загатин, ссылаясь на "нерентабельность" дороги.
Давно уже жители Привокзального (да и других районов Тулы) ощущают нехватку продовольственной подмоги из сел. Ко всему перечисленному туляков лишили возможности загородного отдыха, уж не говоря о том, что у многих туляков дачи расположены за Труфаново.
Дорогу надо обязательно восстановить, нужно и можно развивать промышленность по всей линии узкоколейки. Какую промышленность?
Пожалуйста, отвечу. Например цехи по изготовлению консервированных овощей, соков, паст, хрустящего картофеля, всевозможных варений и повидла, джемов и т.д. Именно так и было когда-то задумано, когда дорога строилась нашими предками. Нынче её восстановить - решить многие экономические проблемы.
Тот, кто бывал на нашем центральном автовокзале, не мог не заметить, как маленький, желтенький ПАЗик, похожий на божью коровку, после атаки на него желающих уехать на Дубну, с трудом отползает от стоянки, так как его грузоподъемность в три раза меньше, о вместительности уже и говорить не приходиться. А до Лихвина-то как добраться?!
В России главным бичом испокон веков всегда были дураки и дороги. Вот и получается, сколько ни живем, сколько не получаем по лбу, а все старая поговорка верна.